05октября2013

Наши потребности и одежда

Психологически одежда является продолжением тела и удовлетворяет целый ряд потребностей человека. Какие это потребности? Летом мы ходим в майках, зимой в куртках, почему?

 

Во-первых, это потребность в поддержании нормального температурного режима, что обеспечивается одеждой, защищающей от холода и жары, солнца и влаги. Это первая, базисная функция одежды. Без удовлетворения одеждой этой потребности выживание человека за пределами тропических широт весьма проблематично. Это исторически первая функция одежды. Кроме того, это функция, являющаяся первичной по отношению к социальной функции одежды: без красивой одежды обходятся многие, но без одежды, спасающей от воздействия внешней среды, - почти никто.

Во-вторых, как и тело, одежда выполняет функцию поддержания символического взаимодействия людей. Однако ее возможности в этом отношении гораздо богаче. Она представляет собой довольно развитый язык.[1]

 

 

Итак, одежда удовлетворяет, прежде всего, нашу потребность в безопасности, защищая от жары или холода. Одна из ранних теорий о причинах появления одежды объясняла ее необходимостью защиты от холода. Первый принцип выбора одежды известный историк моды Джеймс Лавер назвал “принципом полезности” (Laver 1945). Человек выбирает одежду, чтобы защитить свой организм от холода и жары, чтобы одеться так, как “полезно” для организма.

Убедительно, неправда ли? Как ни странно есть возражения. Наблюдения Ч. Дарвина на юге Африки, материалы, собранные у аборигенов Австралии, показывают, что коренные жители этих районов в холодное время года обходились без одежды. Такие же данные получены о индейцах Северной Америки, живущих почти на широте Москвы и при этом обходившихся почти без одежды. Важный момент, ученые не нашли между австралийскими аборигенами и европейцами особых физиологических различий, которые могли бы объяснить такую холодоустойчивость. Они пришли к выводу, что кожа, подвергающаяся воздействию холода, способна эффективно ему противостоять, но, будучи защищаема одеждой, эту способность теряет. Поэтому происхождение одежды нельзя объяснить только необходимостью защиты от холода, так как использование одежды уменьшает сопротивляемость организма.

Характер, количество используемой одежды нельзя в большинстве случаев объяснить естественными потребностями человеческого организма. В современных городах с умеренным климатом люди носят так много одежды, в том числе очень теплой (типа шуб, меховых шапок, утепленной обуви и т.п.), не потому, что там слишком холодно для их организма. А почему? Организму холодно, потому что в процессе воспитания усвоена привычка сильно утепляться. Если сравнить поведение разных народов при одной и той же температуре, то мы увидим, что имеются существенные различия, обусловленные культурными причинами. Например, при одинаковой температуре воздуха англичане одеваются гораздо легче, чем россияне из северных регионов страны. Закаливание о пользе которого столько было сказано и написано не обязательно выражается в купании в родниках и прорубях, достаточно просто приучить себя к меньшему количеству теплой одежды.

Что же получается? Как бы не возникла одежда, в настоящее время она выполняет функцию защиты от холода и жары, хотя эти понятия в значительной мере и являются результатами воспитания: ребенок с детства учится определять, когда “холодно”, когда “тепло”, и одеваться, исходя не из потребностей организма, а из того, как “надо, чтобы не простудиться”, “чтобы выглядеть прилично”, “по сезону” и т.д. Знакомые слова?

                  

Результатом жесткого воспитания становится человек, тело которого мерзнет в соответствии с культурными нормами, то есть когда надо мерзнуть? Когда все мерзнут! Я люблю анекдот на эту тему: Мама зовет сына домой. Он: «Мам, я что проголодался?» Она: «Нет! Ты замерз!» Кстати, похожим образом мы относимся и к еде. Кому знакомо: «надо сейчас поесть, а то потом некогда», «кушай, уже обед – я не хочу – ешь а то потом проголодаешься» и т.п.? Мы едим по-часам, потому что потом некогда, потому что угощают да мало ли почему еще! И гораздо реже, когда хотим! Не потому ли лишний вес так часто встречается у современного человека. Но вернемся к одежде.

Многие решения относительно покупки и использования одежды принимаются исходя из псевдо - медицинских знаний, почерпнутых из опыта своего и чужого (“одна женщина как-то...”), из популярных медицинских телепередач и статей. В результате человек знает, что сидишь на сквозняке - жди простуды, что “пар костей не ломит”, а погода какая? Переменчивая и всегда можно простудиться, подхватить воспаление легких, что можно в холоде держать все, что угодно, но только не ноги. Эти истины усваиваются на уровне физиологии и подсознания. Столкнувшись с хорошо усвоенными “приметами” типа мокрых ног, человек, получивший традиционное воспитание, как неизбежного ждет простуды. Загруженный таким медицинским образованием, человек строит свою модель поведения, опираясь на него, хотя рационализирует, ссылаясь на организм, который замерз, простыл или простывает. Я то же был напичкан такими установками. Но прошло довольно быстро. Еще в детстве я много времени проводил в полевых условиях. Когда живешь в палатке, трудно не промочить ноги, всегда быть тепло одетым и т.п. Но в тех условиях, как правило, никто не заболевал. Организм мобилизовывался и успешно отбивал все атаки потенциальных болезней, да и чувствовали мы себя там хорошо.

Еще одной первичной функцией одежды была защита от механических воздействий. Колючий кустарник, укусы всевозможной живности и т.п. Да и собственно один из первых видов одежды – набедренная повязка, уж точно ничего не грела и не охлаждала, верно? Набедренная повязка защищала гениталии людей от травм.

Какие еще потребности может удовлетворять одежда? Очевидно, она помогает в удовлетворении сексуальной потребности. А еще какой? Да, потребности в уважении или инстинкта лидерства. Для удовлетворения этих потребностей и служит одежда прежде всего. Причем здесь она приобретает несколько другое значение, можно сказать другой смысл. И о ней говорят, как о своеобразном тексте, который пишется на языке одежды. Еще О. Бальзак в “Дочери Евы” (1839 г.) говорил, что для женщины одежда - это “постоянное проявление интимных мыслей, это язык, символ”. Но об этом в следующих постах. Успехов!



[1] Ильин В.И. «Поведение потребителей». 1998г.

использованы фото ресурсов http://hogwartsnet.ru, multibrand.ru, vogue.ru

 

Справочная

Справочная


Контакты

Адрес:
Россия, 344007, г. Ростов-на-Дону,
ул. Б.Садовая, 46

Телефон-факс:
+7 (863) 240-45-37

Телефоны:
+7 (863) 269-63-19,
+7 (863) 262-40-34

Email:
rostov-cum@mail.ru

План