19сентября2013

Внешность на службе человека – первое впечатление

«Первое впечатление», кто не слышал это выражение?  «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление», - сказал кто-то из великих.  Психологи, исследовавшие этот феномен, говорят о его важности для дальнейшего общения. Мы не разглядываем человека при каждой встрече, а вспоминаем его образ, сложившийся когда увидели его в первый раз. Причем этот образ включает в себя не только внешние черты, но и наши представления о его характере, и даже прогноз его дальнейшего поведения. Это «первое впечатление» может сохранятся достаточно долгое время и оказывать сильное влияние на взаимоотношения.

Формирование таких первых впечатлений происходит мгновенно, что несомненно важно с точки зрения стратегий выживания. Мы встретили незнакомца, нужно быстро сделать прогноз друг или враг. Как? Для ускорения, это делается на основании только невербальных стимулов, а именно внешности. Люди фокусируют свое внимание на тех особенностях, которые по их мнению, могут предоставить им информацию о личности человека. Надо сказать, что по внешности действительно можно многое сказать о личности.

Ведь по большому счету, то как мы выглядим – это тоже часть того, кто мы есть на самом деле. Я убежден, что наше «первое впечатление» всегда очень точно. А как же тогда разочарования в человеке? Бывает же, сначала показался вежливым – оказался грубияном. Казался жестким – оказался размазней. Список разочарований можно продолжать до бесконечности.

Обратите внимание на маленьких детей. Они отлично умеют читать невербальные сигналы. Еще бы, ведь говорить толком не умеют, слов понимают не многим больше. Тем не менее очень хорошо распознают настроение окружающих. В результате часто задавая взрослым «неудобные вопросы».

 

По мере взросления, их способность говорить и понимать превращается в полноценный навык. Они знакомятся со все большим количеством людей, им нужно уметь ориентироваться среди них. Если раньше их безопасность обеспечивали папа с мамой, то теперь им все чаще приходится делать это самим. В результате мозг, для того чтобы справиться с возросшим объемом информации начинает делать обобщения. Т.е. распределять людей по некоторым внешним признакам по разным группам, приписывая им определенные личностные качества. В зависимости от того, в какую группу попадает партнер по общению и будут строится все взаимодействия с ним, пока он своими действиями не докажет обратное. Что имеется ввиду? Собственно говоря, речь идет о пресловутых ярлыках.

 

Например, мы видим блондинку и думаем: «глупая», мужчины – сильные, женщины маленького роста более искусны в сексе чем высокие, лысые мужчины – умные, и т.п. Верны ли данные утверждения? В принципе 50 на 50, может быть да, а может и нет. Не более того. Блондинка может оказаться умной? Может. А мужчина может быть слабым? Несомненно. Лысый оказаться дураком?  Конечно, в реальности все гораздо сложнее, и человек отслеживает и оценивает одновременно несколько параметров внешности сопоставляя их один с другим и размышляя к какой группе людей его отнести. Но вся эта огромная работа происходит бессознательно, выдавая в сознание лишь рационализацию: блондинка – не умная. Психологический термин «рационализация» в данном случае означает – форму психологической защиты, которая характеризуется тем, что человек логически объясняет свои желания, мотивы, поступки. В то время ка истинные его побуждения находятся в бессознательном, являясь социально или личностно неприемлемыми. Наш мозг всегда принимает решение подходит – не подходит, нравится – не нравится, но не всегда выдает в сознание истинные мотивы своего решения.

Таким образом, впечатление основанное на внешнем облике человека, - это проекция ожиданий, желаний, чувств самого наблюдателя. Впечатление формируется по самому простому пути, относя людей к социальным категориям на основе их внешности. Однако те же исследования показывают, что когда речь идет о длительных отношениях «фактор красоты» стремится к нулю. Очевидно, что в этом случае у людей появляется возможность корректировать образы окружающих на основании личного контакта, взаимодействия с ними, а значит, нет необходимости концентрироваться на внешности. Которая утрачивает свою «сигнальную» функцию. Тем не менее продолжая играть важную роль.

Вот почему, первый раз встречаясь с важным для вас человеком желательно знать его предпочтения, в том числе и относительно внешности. Помните! У вас не будет второго шанса произвести «первое впечатление».

Справочная

Справочная


Контакты

Адрес:
Россия, 344007, г. Ростов-на-Дону,
ул. Б.Садовая, 46

Телефон-факс:
+7 (863) 240-45-37

Телефоны:
+7 (863) 269-63-19,
+7 (863) 262-40-34

Email:
rostov-cum@mail.ru

План